Армения продолжает прилагать усилия для установления долгосрочной стабильности в регионе: интервью министра иностранных дел Nouvelles d’Arménie

по Աննա Կոստանյան 3.11.2021 - 18:45
3.11.2021 - 18:45 просмотры

Министр иностранных дел Армении Арарат Мирзоян дал интервью журналу Nouvelles d’Arménie, которое представляем ниже:

— В каком геополитическом состоянии находится Армения спустя почти год после 44-дневной войны? Каким вы видите будущее региона?

— Развязанная Азербайджаном агрессия против Арцаха имела тяжелые последствия для армянского народа, а также породила новые вызовы в контексте региональной безопасности и стабильности.

Несмотря на то, что 9 ноября трехсторонним заявлением Армении, России и Азербайджана были прекращены военные действия, ситуация продолжает оставаться хрупкой. Это обусловлено невыполнением Азербайджаном некоторых обязательств, принятых вышеуказанным заявлением, в частности, искажением некоторых положений, продолжающимся захватом заложников и гражданских лиц, а также милитаристской и радикальной риторикой, претензиями к суверенным территориям Армении и новой угрозой применения силы.

Провокационное поведение азербайджанской стороны оказывает свое влияние не только на Армению, но и на другие страны региона, с чем мы столкнулись, например, недопустимыми шагами в отношении транзитных перевозок. К сожалению, поощрение со стороны третьих стран подобного поведения, а также армяноненавистнической и милитаристской риторики создает дополнительные препятствия для стабильности региона.

Тем не менее, Армения продолжает свои усилия по установлению долгосрочной стабильности в регионе. В программе правительства нашей страны четко зафиксирована готовность внести вклад в создание эры мирного развития для региона. Уверен, что в случае проявления соответствующей политической воли и реализации конструктивных шагов со стороны других стран будут созданы все необходимые предпосылки для начала активных обсуждений вокруг вышеуказанной повестки.

— В сентябре этого года, после долгого перерыва, в Нью-Йорке состоялась встреча сопредседателей Минской группы ОБСЕ с главами МИД Армении и Азербайджана. Это означает, что мирный процесс возобновился, какие перспективы есть в этом плане?

— Несмотря на утверждения высшего руководства Азербайджана о том, что Нагорного Карабаха и нагорно-карабахского конфликта не существует, страны-сопредседатели Минской группы ОБСЕ, а также многие другие государства разделяют позицию армянской стороны о том, что нагорно-карабахский конфликт продолжает оставаться нерешенным и должен получить всеобъемлющее урегулирование путем мирных переговоров в рамках мандата Минской группы ОБСЕ. Республика Армения выступает с позиций полноценного возобновления процесса урегулирования проблемы.

В этой связи считаем важным состоявшиеся в Нью-Йорке встречи, которые, в первую очередь, создают возможность обсудить и найти решение актуальных гуманитарных вопросов, которые, в частности, касаются возвращения всех армянских военнопленных и гражданских заложников, дальнейшего выяснения судьбы пропавших без вести военнослужащих и гражданских лиц, сохранения армянского культурного и религиозного наследия на территориях Арцаха, оказавшихся под контролем Азербайджана.

Решение этих приоритетных гуманитарных проблем создаст необходимые условия для начала субстантивных обсуждений, направленных на долгосрочное и всеобъемлющее решение нагорно-карабахского конфликта под мандатом сопредседательства Минской группы ОБСЕ на основе известных принципов и элементов, в том числе права наций на самоопределение.

-Играют ли сегодня Франция и США какую-либо реальную роль в процессе урегулирования конфликта? Заметны ли какие-либо изменения в позиции стран-сопредседателей МГ после войны по сравнению с позицией, принятой ими до войны?

— Россия, США и Франция, являясь членами Минской группы ОБСЕ единственного формата, имеющего международный мандат на урегулирование нагорно-карабахского конфликта, всегда играли важную роль в процессе мирного урегулирования проблемы.

В ходе 44-дневной агрессии страны-сопредседатели приложили усилия для прекращения военных действий, в результате чего 10 октября при посредничестве России, 17 октября — Франции и 25 октября — США в зоне конфликта было установлено перемирие, которое, однако, было нарушено азербайджанскими Вооруженными силами.

После подписания трехстороннего заявления от 9 ноября сопредседатели, а также высокопоставленные представители стран-сопредседателей выступили с заявлениями по поводу дальнейшего урегулирования нагорно-карабахского конфликта в рамках сопредседательства Минской группы ОБСЕ, адресации ряда гуманитарных проблем, созданных на месте. В этом контексте напомню совместные заявления сопредседателей от 3 декабря 2020 года и 13 апреля 2021 года, в которых четко закреплены первоочередные задачи мирного процесса, которые могут создать основу для возобновления переговоров на основе известных сторонам принципов и элементов.

Мы высоко ценим совместные и последовательные усилия России, США и Франции как в формате сопредседательства Минской группы ОБСЕ, так и вне формата, направленные на урегулирование нагорно-карабахского конфликта и установление стабильности и безопасности в регионе. Я придаю важность дальнейшим посредническим усилиям стран-сопредседателей на высшем уровне, направленным на урегулирование нагорно-карабахского конфликта.

— Какова позиция Армении относительно отношений с Турцией? В обозримом будущем можно ожидать развитий в этом плане?

— В программе нашего правительства закреплено, что Армения готова к нормализации отношений с Турцией без предусловий.

Отсутствие дипломатических отношений между Арменией и Турцией, закрытые границы, а также явная вовлеченность Турции в 44-дневную войну, звучащие в эти дни из Турции заявления о так называемом «Зангезурском коридоре» оказывают свое негативное влияние на стабильность в регионе.

Тем не менее, премьер-министр Никол Пашинян в своих публичных выступлениях озвучил точку зрения армянской стороны о том, что в случае готовности Турции к нормализации отношений и соответствующих действий Армения готова обсудить возможности построения двусторонних отношений.

В то же время хочу отметить, что на данный момент никаких переговоров с Турцией пока не ведется.

— По-вашему, в целом, возможно в военном плане тесно сотрудничать с Россией и одновременно открыться в сторону Европы?

— Внешнеполитические приоритеты Республики Армения зафиксированы в программе правительства. С Российской Федерацией, как уже имел повод отметить, у нас союзнические отношения, и важной составляющей нашего многослойного сотрудничества являются военно-политическая, безопасностная, а также экономическая, энергетическая, инфраструктурная, гуманитарная и культурная сферы. В то же время, Армения придает важность развитию взаимовыгодного и основанного на общих демократических ценностях сотрудничества со странами-членами ЕС в различных форматах.  В этом плане хотел бы особо подчеркнуть значение Соглашения о всеобъемлющем и расширенном партнерстве Армения-ЕС. Этот всеобъемлющий документ создает прочную правовую основу для партнерства Армения-ЕС, а также для сотрудничества со странами-членами ЕС. Эффективное применение соглашения укрепит сотрудничество в самых разных сферах, таких как правосудие, безопасность, экономика, сельское хозяйство и инфраструктура, окружающая среда и климат, образование и наука, культура, здравоохранение и т.д.

Восточное партнерство также является очень важной и прочной площадкой сотрудничества, и мы продолжаем нашу активную вовлеченность и работу в направлении укрепления инклюзивности формата и углубления сотрудничества.

— Как развиваются отношения Армения-Иран?

— Между нашими странами существуют основанные на взаимном доверии исторические дружественные отношения.

Есть обоюдная готовность еще более развивать и углублять основанные на дружбе и взаимном уважении армяно-иранские отношения, взаимовыгодное сотрудничество в торгово-экономической, политической, а также в других сферах.

Армения полна надежд, что ядерные переговоры возобновятся, будут иметь успешный ход, и создадут возможность снять существующие в отношении Ирана санкции, что может стать важным стимулом для развития экономического сотрудничества между Арменией и Ираном.

— На каком этапе находятся переговоры по освобождению армянских военнопленных?

— Для нас первоочередной задачей остается вопрос скорейшего возвращения армянских военнопленных и гражданских заложников. После прекращения огня в Армению вернулись более 100 пленных. Тем не менее, грубо нарушив требования международного гуманитарного права, Женевских конвенций и 8-го пункта трехстороннего заявления от 9 ноября 2020 года, Азербайджан пока не вернул всех заложников.

Армения ведет последовательную работу по скорейшему возвращению наших соотечественников, а также использует все форматы и возможности для озвучивания и продвижения вопроса на международных трибунах. Европейский парламент, а также парламенты ряда стран приняли резолюции, призвав вернуть всех армянских пленных, а главы многих государств, высокопоставленные священнослужители, деятели культуры и искусства, парламентарии десятки правозащитников и правозащитных организаций (Human Rights Watch, Freedom House) озвучили проблему.

Армянская сторона подняла проблему военнопленных и других лиц также в рамках дела против Азербайджана, рассматриваемого в Международном Суде ООН. Отмечу, что Армения придает большое значение этому правовому процессу.

— Какие у нас ожидания в плане дальнейшего развития армяно-французского сотрудничества?

— Между Францией и Арменией существуют привилегированные отношения, основанные на исторических, культурных связях и дружбе. С Францией существует высокий уровень политического диалога на высоком уровне, который также активен на уровне законодательных органов и местных властей. Многоотраслевое сотрудничество между нашими странами включает такие направления, как экономика, образование, наука, культура, здравоохранение, а в контексте противостояния последствиям войны и пандемии — гуманитарное взаимодействие.

Франция является одним из лидеров в плане инвестиций в экономику Армении. Важным достижением армяно-французского сотрудничества является Французский университет в Армении, который в течение своей 20-летней деятельности приобрел авторитет кузницы, готовящей высококвалифицированных специалистов на армянском рынке.

Франция первая признала Геноцид армян на уровне принятия закона и является одной из исключительных стран, которые наряду с Арменией отмечает 24 апреля как день поминовения жертв Геноцида армян.

В ходе развязанной Азербайджаном при содействии Турции агрессии против Арцаха Франция как адресными заявлениями, так и шагами, направленными на преодоление последствий войны и исключительной общенациональной солидарностью всегда была рядом с нами, что, кстати, было отражено также в решениях Сената и Национального собрания Франции, а также о признании независимости Арцаха около ста районов, департаментов и городов и о предоставлении гуманитарной помощи арцахским армянам. Несколько дней назад по единогласному решению городского совета Парижа один из обширных участков в сердце Парижа, где расположены памятник Вардапету Комитасу и парк Еревана, был назван эспланадой Армении в знак нерушимой армяно-французской дружбы и в этот период, полный трудных для Армении и армянского народа испытаний, в знак поддержки Франции.

Франция, как страна-сопредседатель Минской группы ОБСЕ, вместе с Россией и США будет играть ключевую роль в вопросе мирного урегулирования нагорно-карабахского конфликта и, в частности, окончательного уточнения статуса Арцаха. Армения также высоко ценит большое внимание Франции и лично президента Макрона к вопросам возвращения армянских военнопленных, гражданских лиц, защиты историко-культурного наследия Арцаха, перешедшего под азербайджанский контроль.

Высокий уровень нашего политического диалога с Францией обязывает нас еще более углубить повестку сотрудничества, поэтому могу сказать, что в этом вопросе перспективы четкие, поскольку на самом высоком межгосударственном уровне существует полная взаимность наших ожиданий и готовности.

0 комментарий
0

СТАТЬИ ПО ТЕМЕ