Бывший министр обороны Армении Давид Тоноян прокомментировал обвинения в свой адрес в связи с известной фразой «новая война – новые территории». Многие считают, что эти и другие высказывания армянского военно-политического руководства стали «спусковым крючком» новой войны в Карабахе. В интервью «Медиамаксу» Тоноян напомнил, что данное заявление он сделал полтора года назад на встрече с армянской общиной США и оно было ответом на каждодневную агрессивную риторику азербайджанского руководства, на его угрозы решить конфликт военным путем.
«Как бы ни утверждали Алиев и некоторые политические круги в Армении, это заявление не могло быть реальной причиной возобновления войны. С тем же успехом войны можно было ждать каждый день, так как азербайджанские лидеры постоянно говорили о военном решении. Более того, в мире десятилетиями «не замечают» заявления Алиева, согласно которым «Ереван – исконная территория Азербайджана», — отметил Тоноян.
По его словам, нужно четко зафиксировать, что именно Азербайджан отказался от политического урегулирования конфликта, инициатором нарушения переговорного процесса был Ильхам Алиев, а также оказавшая ему помощь Турция.
На днях о фразе Тонояна вспомнил и глава МИД России Сергей Лавров, который отметил, что эмоциональные высказывания по Карабаху контрпродуктивны.
«Мы были свидетелями эмоциональных заявлений, произнесенных из Карабаха, либо по поводу Карабаха — «новая война – новые территории». Слово становится материальной силой», — говорил российский министр.
По глубокому убеждению экс-министра, инженерные укрепления и оборонительные рубежи, занятые армянскими ВС после 1994 года, а также организация боевого дежурства и оснащение современными вооружениями – все это в долгосрочном аспекте не могло решить сверхзадачу по обеспечению безопасности Арцаха и его экономическому развитию. Тоноян считает, что при нынешней конфигурации и геополитическом раскладе рано или поздно сорванные переговоры привели бы к войне. Именно поэтому в условиях нынешних социальных и демографических возможностей Армении, в условиях проводимой оборонной и внешней политики армянская сторона выбрала путь продолжения «выгодного» себе процесса урегулирования.
Говоря о своем самом большом упущении в ходе войны, Тоноян заявил, что так и не смог устранить существующие неясности, касающиеся командной вертикали премьер-министерство обороны-Генштаб, а также препятствия, связанные с этим.